Е.Н. Хилкова (1827-после 1876)
Семейный портрет Матюниных Х.,м.

Галина РАЗУМЕЙЧЕНКО
Магия ушедших времен
История XVIII – XIX веков в портретах и пейзажах


Уже немало экспозиций сменилось в залах Музея изобразительных искусств Татарстана, но в памяти его посетителей не стерлось впечатление от прошедшей  там в 1998 году выставки «Образы. минувших столетий», которая стала заметным  событием в культурной жизни Казани.
Сегодня, когда мы пытаемся по-новому взглянуть на историю, выставка дала нам возможность увидеть в пейзажах и портретах как русскую историю XVIII – XIX веков, так и прошлое Казанского края. На ней были представлены картины Государственного музея изобразительных искусств и Государственного объединенного музея Республики Татарстан, а также несколько работ из частного собрания, которые вернулись к жизни благодаря усилиям наших замечательных реставраторов и их московских коллег.

А.П. Боголюбов (1824-1896). Вид Казани. 1862. X., м. 124 х 188

Архитектурный облик губернского города первой половины XIX века запечатлен в пейзажах А.П. Боголюбова «Казань», В.С. Турина «Вид Казанского кремля» и «Главная татарская мечеть». Особенно широка и многообразна была портретная галерея, на которой перед нами прошла своеобразная история в лицах – от представителей императорского двора, государственных деятелей и духовенства до семейных портретов дворян Молоствовых, Шиповых, Сазоновых, Енатских, Матюниных.
Многие произведения выполнены в классическом «национальном ключе». Выделялось историческое полотно «Сююмбике с сыном». Живописная выразительность этого семейного портрета определяется не только оригинальным расположением фигур, отражающих волнующую нерасторжимость семейных уз, но и загадочно-сказочным настроем всего полотна. Великолепны костюмы, в которых прочитываются булгарские истоки. Неизвестны художники, оставившие нам такие шедевры, но, к счастью, волшебные руки реставраторов донесли через столетия их первозданную красоту! Портреты татарских девушек в национальных головных уборах впечатляют своим восточным колоритом. Особой выразительностью отличается портрет собирателя татарской старины Якуба Ишмеева работы Л.Синклера.
 

П.Ф. Плешанов (1829-1882). Портрет Глафиры Кузьминичны Плешановой, 1861. Х.,м.

Неизвестный художник конца XIX века.
Портрет девушки-татарки, сидящей на ковре. X., м.

Неизвестный художник начала XIX века.
Семейный портрет Сазоновых (?). X., м. (Публикуется впервые.)
Петр Великий запечатлен на двух полотнах, каждое из которых подчеркивает особенности его личности. Но третий его портрет особенно интересен, поскольку выполнен шитьем в технике «верхошов» – есть предположение, что она сделана с гравюры французского мастера Антуана Массона. Такой вид шитья не имеет аналогов. Вышивка датирована 1828 годом.
У нас с детства отложилось в памяти словосочетание «тупейный художник», однако вряд ли многие сегодня знают, что означает прилагательное «тупейный». Оно происходит от старинного слова тупей – чуб. Дело в том, что русское выражение «тупейный художник» мы заменили в языке на иностранное «парикмахер». А ведь парикмахеры той далекой эпохи действительно были художниками! В этом убеждаешься, когда стоишь у великолепного портрета Екатерины II, написанного самим Федором Рокотовым. С большим совершенством на нем выписан и роскошный придворный наряд.
 

Р.А. Ступни.Портрет Крупеииковой. 1850. Б., а.
Р.А. Ступии.Поргрег Л.Ф. Крупеникова. 1850. Б., а.

Неизвестный художник конца XIX века.
Портрет девушки-гагарки в калфаке.Б.,м.

И.Е. Репин.Портрет генерала Александра Константиновича Гейнса. 1896. Х„м.
Если вообще говорить о костюме – а одежде в ту эпоху придавали очень большое значение – то прежде всего обращает на себя внимание разнообразие военной формы. Отечественная война 1812 года вызвала огромный общественный подъем, и это отразилось на особом отношении к военной форме. Это можно видеть в работах Де Сент Обена «Портрет Александра I» и Карла Иогановича Лаша «Портрет неизвестного – штабс-капитана лейб-гвардии Егерского полка». Как известно, в гвардейской форме Преображенского, Семеновского, Измайловского полков каждая деталь имела важное значение. Интересен и такой факт: в то время по богатству эполет и золотого шитья на мундире выбирали себе жениха.
Образ подростка в военной форме воспитанника Преображенского полка становится своеобразным знаком времени в замечательной картине «Семейный портрет Сазоновых» неизвестного художника первой половины XIX века, над которой реставратор Н.М. Савельева работала больше года и добилась потрясающих результатов. Задний план этой картины – полотно с драпировкой – выполнен в классической традиции. Индивидуальности портретируемых создаются не только с помощью портрета, но и выразительных аксессуаров, бытовых предметов. Кивер с плюмажем, ваза с цветами, книга в руках младшей и платочек в руках старшей сестры – все играет на образы, подчеркивает домашнюю идиллию, носит романтический характер, когда, в отличие от классицизма, детали костюма, предметы обстановки уже не являются лишь эффектной рамой для образа, но становятся психологически значимыми и содержательными.
В XIX веке складывается особая традиция семейного портрета, передающего душевное состояние и домашнюю атмосферу того времени. В музейном собрании находится несколько семейных портретов, а также отдельные портреты представителей этих семей.
В основе «Портрета семьи Матюниных» кисти Е.Н. Хилковой (который не экспонировался на выставке, но продолжает ряд собранных на ней работ) лежит гармония красок, тонкость вкуса, элегантность письма и законченность композиции. Альбом, шляпка, бант, вуаль – все это изящно прописано художницей. На выставке впервые экспонировался «Портрет Надежды Андреевны Матюниной», который неожиданно свел казавшиеся ранее далекими эти художественные работы. Дело в том, что старшая дочь Е.С. Матюниной Надежда вышла замуж за казанского помещика В.Т. Молоствова, чьи родственники представлены на выставке рядом портретов.
Особенно интересны погрудные портреты трех отпрысков, давших ответвления семейного рода Молоство-вых – Христофора, Тавриона и Валериана, которые передают простодушие, удовлетворенность жизнью, незатейливым помещичьим бытом. Иным предстает перед нами полковник, шталмейстер двора Его Величества Валерьян Таврионович Молоствов на конном портрете кисти Н. Сверчкова.
В экспозицию удачно вписались витрины с костюмами и предметами XIX века, которые также подвергались реставрации. Русское декоративно-прикладное искусство, заимствуя западные моды, выработало и собственный стиль. Для платья того времени характерны ткани «меланхолических» тонов – белые, кремовые цвета и богатая отделка – шелковое кружево, так называемые «блонды». Неизменными атрибутами модниц были перчатки и шляпка, зонтик и веер. Каждая эпоха отдавала предпочтение тем или иным аксессуарам. Так, начиная с XVIII века это был веер, прочно вошедший в обиход. Это изящное произведение искусства соединило мастерство художника, вышивальщицы, гравера и резчика по кости.
Вглядываясь в лица людей минувших столетий и предметы, их окружавшие, лучше понимаешь загадочный и волнующий мир, безвозвратно ушедший, но оставивший по себе память для таких не похожих на них потомков.


Разумейченко Галина Ивановна -
искусствовед, заведующая отделом выставок Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан.


Hosted by uCoz