Казань на музыкальной карте мира

Гузель САЙФУЛЛИНА
"Европа-Азия":
ритмы нового тысячелетия
Казань на музыкальной карте мира

"Я Западу тело доверил. Востоку оставил я сердце
И все, что для сердца священно..."
Абд ар-Рахман,
основатель Кордовского эмирата. VIII век.

Есть географические точки в мировом музыкальном пространстве, миновать которые не может ни одно учебное пособие по истории музыки. Вена, Париж, Прага, Милан, Москва, Санкт-Петербург... Даже маленький Байрет - "Мекка" оперных меломанов - прочно занял свое высокое место в череде этих столиц, осененных величием имен и событий.
О месте Казани в этом ряду мало сказано - хотя история словно "предлагает" целый ряд сюжетных линий, указующих на особенность занимаемого ею места в мировой культуре.
С древности обращена Казань одним своим ликом к Востоку, другим - к Западу. "Игра" этих двух начал, двух "магнитов" - то легкая (неповторимым эхом отдающаяся в самих звучаниях музыки), то серьезная, как борьба за выживание (откликающаяся в формировании самих профессиональных основ музыки) - и составляла логику истории музыки в крае.
И потому Казань музыкальная - это и ханские увеселения, пение газелей под аккомпанемент ная, танбура и дэфа при дворе хана Мухаммед-Эмина, и знаменитые озын кюй со строками Тукая, и церковный хор, где мальчиком, за рубль, пел Федор Шаляпин, и - танцовщик века Рудольф Нуриев, вставший за дирижерский пульт в городе своих предков...
Понимание того, насколько все это - изначально разное, "заряженное" разнонаправленными импульсами Востока и Запада, мусульманской и христианской традиций, - оказалось сплетено и в конечном итоге - взаимозависимо и взаимо-необходимо, - приходило не всегда.
И тогда казались разрозненными, независимыми друг от друга страницы
музыкальной истории, включавшие первые оперные постановки XIX века и становившиеся событиями выступления Артура Рубинштейна, Скрябина, Шаляпина и Рахманинова, рождение - в русле деятельности Русского Музыкального Общества - первого в крае музыкального училища, "узаконившего" европейские основы музыкального профессионализма, с другой же стороны - все отдалявшиеся во времени картины, подобные ностальгическому описанию поэта XIV века Хисама Кятиба:

Семь тысяч музыкантов было у меня,
тысяча играла на чанге, тысяча - на кобызе,
тысячи - на нае, на горне, на барабанах играли,
на бубнах.цимбалах подхлопки в ладоши...
(Фрагмент из "Жэмжемэ солтан". Свободный перевод Г.С.).

А потом - первые татарские ансамбли европейского образца, попытка связать воедино разные традиции в учебных заведениях, именованных в 1920-30-е годы Восточным музыкальным техникумом, Восточной консерваторией... Появление ныне здравствующей консерватории уже вполне европейского образца в год окончания войны... И первые блестящие имена советского времени - Салиха Сайдашева, Фарида Яруллина, Назиба Жиганова... Первые успехи советского джаза вместе с оркестром Олега Лундстрема...
Толчком для раздумий на эту тему в последние годы, явлением ярким, значительным стал международный фестиваль современной музыки "Европа-Азия".
В этом названии заявлена не тема, не девиз - необходимая "пружина" любого форума, но - словно запечатлено нынешнее естество музыкальной Казани. Открывший свою историю в 1993 году (но за несколько лет до этого пробовавший себя в фестивалях современной татарской и японской музыки), трижды собиравший разноликую музыкантскую публику с трех континентов, фестиваль очень быстро стал знаком, отличающим голос Казани в мировом хоре музыкальных событий.
Сегодня фестиваль уже имеет свою историю, пусть небольшую, но - полную поисков новых решений и открытий разного содержания. Например, - открытия того, насколько силен взаимный интерес друг к другу музыкантов Запада и Востока (помимо самой музыки - японских композиторов - постоянных участников "Европы-Азии", и многих авторов из США, Китая, Франции, Турции, Таджикистана, Азербайджана, Польши, Голландии, Германии, Норвегии, Швеции, Канады и других стран, об этом свидетельствовали и частые на фестивале, порой неожиданные, опыты совместного творчества музыкантов-исполнителей). Открытия, что фестиваль - это ворота в пространство современной музыки, где - на уровне "мировых премьер" - дается "благословение" начинающим, но возможно общение и с лидерами современного музыкального мира (думается, что переписка с Карлхайнцем Штокхаузеном, детали обсуждения концертных программ с Софией Губайдулиной и другие свидетельства общения с интереснейшими личностями, формирующими "лицо" музыки XX века, еще привлекут внимание историков-музыковедов). Наконец, - понимания своего места в современном музыкальном мире, ставшего возможным благодаря широкой панораме современного музыкального творчества на фестивале.
О том, что путь композиторской музыки республики и региона так или иначе связан с логикой "взаимоотношений" традиций Востока и Запада, Азии и Европы, свидетельствовали сочинения мастеров старшего поколения Рустема Яхина, Алмаза Монасыпова, разнообразные опыты молодых.


Зульфия Асадуллина исполняет новое сочинение английского композитора Фила Вильямса и новое произведение Рашида Калимуллина "Зеркало желаний" (в маске, которая была снята только после окончания выступления),
Гости фестиваля с Рашидом Калимуллиным.
Участник II и III фестивалей солист ансамбля "СюрПлюс" (Германия) новозеландец Питер Веале.

Закономерным и одним из главных "акцентов" программы 1998 года стало присутствие на фестивале музыки Софии Губайдулиной - одного из композиторов, находящихся сегодня в центре мирового внимания, музыканта, своей судьбой и творчеством изначально связанного с казанским краем. (Может быть, - не случайность, что путь композитора, чей духовный мир сегодня в равной степени открыт для философских идей Запада и Востока и ныне живущего в Германии, своими истоками уходит к династии известных священнослужителей и педагогов, преподававших в татарском медресе, так и вошедшем в историю под именем "Гу-байди"?). Исполнение ее знаменитых, восходящих к христианской традиции "De Promndis", "In Croce" вызвало появление на авторском вечере Губайдулиной в Казани авторитетнейших российских музыкантов и единомышленников композитора - виолончелиста Владимира Тонха, баяниста Фридриха Липса, а также участие ныне возглавляющего Казанскую консерваторию Рубина Абдуллина - одного из первых исполнителей музыки Губайдулиной на органе.
Впрочем, постоянно высокий исполнительский уровень фестивальных концертов (только несколько имен из броской панорамы гостей: флейтистка из Германии Кэрин Левайн, французский саксофонист Пьер Стефан Меже, гитарист из Крыма Энвер Измайлов, голландский кларнетист Мишель Маранг, Московский ансамбль современной музыки, ансамбли "СюрПлюс" из Германии, "Сигнус" из США, "Гагего" из Швеции) определялся вкладом не только солистов - признанных метров современного исполнительства. Мастерство и опыт членов Государственного квартета Республики Татарстан, универсализм исполнительской манеры молодого камерного оркестра "La Primavera", руководимого Рустемом Абязовым, наверное, и послужили одной из причин того успеха, который выпал на долю многочисленных "разнонациональных" произведений, исполненных этими казанскими коллективами в рамках фестиваля. "Отголосками" выступлений этих и других казанских музыкантов на фестивале стали приглашения для выступлений - в том числе и с исполнением татарской музыки - в страны по обе стороны Татарстана - и на Запад, в страны Европы и Америки, и на Восток, в Японию.
Впрочем, наверное, в этом и заключалась "макрозадача" фестиваля "Европа-Азия", когда он только еще задумывался: заставить услышать в мире голос Татарстана, голос - через современное композиторское творчество -самобытной культуры, веками "подпитывавшейся" соками цивилизаций Востока и Запада.
В понимании необходимости такого форума и его особой роли для современной музыкальной жизни республики нельзя отказать инициатору его создания, лидеру композиторской организации Татарстана Рашиду Калимуллину. Сам участник многих фестивалей в России и за рубежом, автор дерзких проектов (попробуйте прослушать марафон из пяти концертов современной музыки!), он открыл путь фестиваля - для себя, своих коллег-современников - как еще одно направление творчества, вмещающее и композиторский поиск, и выход на новый уровень общения через музыку, общения, разрушающего те незримые преграды, которые разделяют континенты, культуры, традиции, поколения.
Что такое "Европа-Азия" сегодня? Это - контакты, рождающиеся на концертах и за их пределами, открытия новых имен и художественных традиций, сюрпризы, преподносимые фестивалем даже самым искушенным гастролерам (например, возглавляемое Зилей Сунгатуллиной финальное пение всеми участниками - шведами, японцами, музыкантами США, Голландии, Франции и других стран затейливой татарской песни "Илькэем", сымпровизированный, но оказавшийся одним из "гвоздей" последнего гала-концерта интернациональный квартет ударников из США, Швеции и Татарстана, уникальный, по-видимому, эпизод в биографии именитого Фридриха Липса - танец под задорную "Эпипу"), рутина писем, ответов на заявки, которых становится все больше... и - мысли о следующей "Европе-Азии", в звуках которой будут слышны уже ритмы нового столетия, а точнее - тысячелетия. Ведь именно под таким девизом пройдет в 2000 году IV международный фестиваль современной музыки "Европа-Азия".
Сайфуллина Гузель Рустемовна -
кандидат искусствоведения.

   

Hosted by uCoz