Мансур ХАСАНОВ
Место встречи цивилизаций
Вся история человечества – это постоянное взаимообогащение и взаимовлияние народов, их обычаев, традиций. Многое разделяло и разделяет народы – войны, «вражда племен», но еще больше объединяет – торговля, обмен идеями и культурными достижениями.
Важнейшим районом, где происходило взаимодействие народов и культур, являлась Восточная Европа. Еще с древности здесь взаимодействовали европеоидная и монголоидная расы, контактировали финно-угорские, балтские, славянские и тюркские языки, развивался симбиоз двух хозяйственных укладов – оседлого и кочевого, сталкивались и взаимодействовали европейская христианская и восточная мусульманская цивилизации.
Становым хребтом, связующей нитью историко-культурных взаимодействий являлась Волга. В этом смысле Волга представляется гораздо большим, нежели одной из величайших рек мира и важнейшим торговым путем. Это – артерия, связывающая различные народы и культуры, нить, на которую они нанизаны. Иными словами, понятия «Волга», «Идель» наполнены намного более глубоким культурологическим, а не только просто географическим смыслом. Факты свидетельствуют о трепетном отношении к Волге, даже определенном обожествлении, наделении ее названия сакральным смыслом различными народами, которые считали ее колыбелью своей истории.
Огромную роль в развитии этих контактов сыграло возникновение, становление и функционирование регулярных торговых путей. Еще с древности они тесно связали различные народы и цивилизации, создавая предпосылки для экономического, политического и культурного взаимодействия. Важнейшими пунктами, узлами контактов народов по Волге стали города.
Для Среднего Поволжья время возникновения Волго-Балтийского пути, основания городов и становления государства приходится на десятый век, время, которое в европейской истории получило название «эпоха викингов». Эта эпоха в Европе неразрывно связана с историей набегов дружин северных
воинов – норманнов или варягов, как их называли на Руси, или русов, известных на Востоке. Они бороздили на своих судах моря и реки, совершая дерзкие набеги на европейские земли и доходя вплоть до каспийских провинций Халифата. Но «эпоха викингов» в Северной и Восточной Европе не сводится только к истории войн и набегов. Ведь именно эта эпоха была временем активного экономического роста, создания прочной системы трансконтинентальных коммуникаций, процессами сложения государств, возникновения городов, появления письменности и утверждения мировых религий.
Для российской и советской исторической науки так называемая «норманнская проблема» является ключевой, и одновременно она – настоящий камень преткновения, особенно когда речь заходит о влиянии скандинавов в социально-политической истории Восточной Европы – Руси и Волжской Булгарии. Можно сказать, что время, в течение которого ведутся ожесточенные споры по этому поводу, уже совпадает с продолжительностью самой эпохи викингов. За это время были периоды господства норманнской теории происхождения Древнерусского государства и безусловного отрицания всякого влияния варягов на историю и культуру восточноевропейских народов, и только сейчас историки подходят к пониманию более сложной объемной картины исторического процесса в эту переломную эпоху.
Одной из важнейших задач дальнейшего углубленного изучения этой эпохи является исследование закономерностей развития городов и традиций урбанизации, изучение раннегородских центров Северной и Восточной Европы как сходных или однопорядковых явлений и закономерностей и причин их появления.
По точному замечанию бельгийского историка-медиевиста Анри Пиренна, в европейской истории с тех пор, как пала Римская Империя, было два важных события, которые изменили ход истории – средневековые города и железные дороги. Несмотря на продолжающиеся разработки темы в настоящем столетии, эта поговорка классика медиевистики все еще остается справедливой: эти два события, решительно связав между собой различные части континента, и дали лучшие возможности для миграции людей, обмена товарами и идеями.
Первой городской цивилизацией Среднего Поволжья стало Булгарское государство. Ранние города булгар – Болгар и Сувар упоминаются в арабских письменных источниках уже в середине десятого века. С тех пор города Поволжья прошли значительный исторический путь от торговых и феодальных центров к современным городам с развитой инфраструктурой.
Одним из таких городов с древней тысячелетней историей является и Казань. Возникновение ее связано с освоением края булгарами в Х веке. Сохранились многочисленные легенды о приходе в Приказанье правителя булгар и основании им нового города в устье Казанки. Со времени своего появления Казань стремилась сравняться величием с Болгаром. По мере упадка Улуса Джучи и прежних центров булгарских земель – Булгара и Джукетау их функции переходили к новому городу. Постепенно Казань как бы заменяет их, даже на монетах ее правители чеканили название города как «Болгар ал-Джадид» (Новый Болгар). Возросшее хозяйственное и торговое значение Казани сделало ее не только столицей эмирата, но и центром объединения всех бывших булгарских земель.
Казань XVI века была подлинной жемчужиной Поволжья, крупнейшим городом Казанского ханства и его столицей. Пышное убранство белокаменных зданий, изразцовые купола мечетей и тянувшиеся в небо каменные минареты придавали городу торжественный, незабываемый облик. Недаром иностранцы в один голос называли Казань «столицей Востока».
Казань - город удивительной судьбы, сыгравший в истории выдающуюся роль. Тысячи нитей связывают этот город с ближними и дальними странами, делая его местом пересечения разных цивилизаций и религий, средоточием различных культур. Поэтому Казань является воплощением единства культуры при всем ее многообразии.
Хасанов Мансур Хасанович – президент Академии наук Республики Татарстан.
Hosted by uCoz