Анас ХАЛИДОВ
Начало научной истории татар

Концепция исторического самосознания у Марджани

Шигабетдин Марджани, чье имя дает и прочно связывается с началом национального возрождения татар в XIX веке и о котором Гаспришкий сказал известное: «знать роль и ценность Шигабетдина - это честь для нас, а не для него», создал первый опыт научной истории татарского народа, выросший из первоначального замысла систематизировать сведения по истории Булгара и Казани. Наследие Марджани особенно широко обсуждалось в Казани на проведенной здесь Институтом истории Академии наук, Татарстана международной научной конференции в связи с 180-летием со дня его рождения. Одним из ее участников был автор статьи.
В начале «Мустафад ал-ахбар фи ах-вали Казан ва Булгар», важнейшего из своих опубликованных исторических трудов, Марджани сетует, что среди булгаро-татарского народа преобладает равнодушие к собственной истории, неосведомленность относительно простых фактов из прошлого своей страны, вплоть до того, что большинство людей наивно представляют, будто они издавна жили, как ныне, в подчинении России. Он пишет, что его соотечественники склонны принимать на веру всякие выдумки и несуразицы, из-за ложного понимания истории готовы устыдиться самоназвания «татары» и заменить его на «мусульмане» или «ногайцы».  Размышляя об исторических судьбах народа, Марджани направляет все свои усилия на то, чтобы помочь ему преодолеть невежество и обрести такие знания по истории, которые соответствовали бы реальным фактам и достоверным документальным свидетельствам.
Марджани усердно собирает биографические сведения о выдающихся людях прошлого. Его исторические труды, особенно неопубликованный «Вафиййат ал-аслаф ва тахиййат ал-ахлаф», содержат огромное число жизнеописаний мусульманских ученых разных эпох и стран.
Опыты по описанию истории как суммы биографий выдающихся лиц какого-либо народа или страны предпринимались в рамках различных культурных традиций. В мусульманском мире они были особенно многообразными, Историческая наука в мусульманском мире родилась с жизнеописания Мухаммада, потому что центральным событием для нее была пророческая деятельность Мухаммада, посланника Аллаха, хронология начинается с Хиджры — его переселения из Мекки и Йас-риб (ал-Мадину). Предшествующая история человечества представлялась как история пророков, посылавшихся к различным народам, а последующая — сначала как история преемников Мухаммада в качестве глав общины и государства, его сподвижников и их последователей, далее — как история исламской общины, ее руководителей.
Носителями ценного знания, завещанного основателем Ислама и первыми поколениями мусульман, религиозными и нравственными авторитетами, принадлежащими к социальной элите, считались ученые. Начиная с 4/10 века мусульманская историко-биографическая литература пышно расцветает.
Однако в Поволжском регионе историко-биографические сведения об ученых не фиксировались, как это отмечает Марджани, и старается разыскать хоть какие-либо данные. Он нашел и включил в свои книги сотни биографий мусульманских ученых, которые жили и действовали в Поволжско-Уральском регионе, Дашти — Кипчаке, Крыму, Хорезме и Мавераннахре.
Тем самым он обогатил историю духовной культуры булгаро-татарского народа, раздвинул ее пространственные и хронологические рамки. Он учитывает также ученых Ирана, Турции, Ирака, Сирии, Аравии, Северной Африки, хотя его выборка имен производит впечатление хаотичности и даже случайности. Объясняется это, наверное, тем, что в его время многие важнейшие историко-биографические труды были еще не изданы и не все изданные могли быть ему доступны.
Вторая линия интересов Марджани — история обладателей реальной власти, светских правителей из различных мусульманских династий, главным образом тюркских: Караханидов, Сельджуков, Хорезмшахов, потомков Чингисхана, преимущественно Джучидов, Казанских, Астраханских, Ногайских, Крымских, Касимовских ханов.
Немало внимания уделил Марджани историографическим и источниковедческим исследованиям, истории отдельных аулов, мечетей, крепостей и других сооружений. В этом уже ощущается некоторое влияние русской исторической науки его времени и востоковедения. Особенно это влияние сказалось в том, что Марджани дает в своих книгах некоторые сведения о русских князьях и царях, о событиях российской истории, связанных с историей мусульман.
Историографическая работа Марджани, направленная на строительство национального татарско-мусульманского и в то же время российского (для последних четырех веков) исторического самосознания, была продолжена его учениками и последователями. Затем его концепция была раскритикована и отброшена, на смену пришли две другие — русская и марксистская.
Концепция исторического сознания булгарско-татарского народа и других тюркских мусульманских народов, как ее впервые строил Марджани, а вслед за ним — поколение его учеников и последователей, была отчасти предана осуждению и анафеме, отчасти забыта. Забыть ее оказалось легко, потому что за сто с лишним лет существенно изменился литературный татарский язык, а средство его письменной передачи менялось дважды. Татарский народ оказался в отношении исторических знаний и исторического самосознания снова отброшенным к тому состоянию, которое застал Марджани. Его собственные труды малопонятны современным татарам, даже переводчики и толкователи впадают в ошибки, порой элементарные. Система понятий и образов, сумма знаний, самый язык — арабский или насыщенный арабизмами татарский, которыми он оперировал, труднодоступны, требуют специальной выучки.
Можно ли создать подлинно национальную историю татарского народа и других народов Поволжско-Уральского региона как продолжение трудов Марджани и новый шаг в развитии его концепции? Если это будет признано нужным и неизбежным, то первоочередными становятся задачи: подготовить кадры историков и филологов, которые были бы способны усвоить наследие Марджани, расшифровать его многочисленные намеки и ссылки, дополнить новыми фактами на основе всех доступных источников и исследований, которые вышли в свет после смерти Марджани или оставались ему неизвестными, продолжить поиск свежих данных и методов их обработки, критически преодолеть непоследовательности и недостатки его концепции;
собрать по затронутой тематике справочную базу, которая не уступала бы по полноте и систематизации лучшим научным центрам в мире.


Халидов Анзс Бакиевич - доктор фил. наук, профессор, заведующий Отделением Ближнего Востока Санкт-Петербургского филиала Института востоковедения Российской Академии наук.
Hosted by uCoz