Бронзовый нож-кинжал приказанской культуры. Вторая половина II тыс.до н..э.
Петр СТАРОСТИН
Первые люди на земле города
По древним тропам низовий Казанки
За более чем сорок лет археологических экспедиций в Среднем Поволжье мне удалось пройти пешком вдоль Оки и Мурома до Нижнего Новгорода и вдоль Волги от Нижнего до Ульяновска и сделать вывод о том, что наиболее благоприятным регионом для расселения людей издавна являлись низовья Казанки и прилегающие к нему земли вдоль Волги.
С эпохи раннего железного века люди приметили для постройки укрепленных поселений мыс между левым берегом Волги и Казанкой, тянущийся почти на семь километров. Более удобного для строительства крепостей мыса, прикрытого системой озер и заболоченных проток, по левому берегу Волги от устья реки Оки до устья Камы нет.
Когда появились первые люди на территории, где ныне раскинулась Казань. сказать трудно. Но не исключено, что они могли быть здесь и в эпоху среднего палеолита, около ста тысяч лет тому назад. Более достоверными являются материалы, полученные археологами на территории города и его округи и относящиеся к более позднему периоду. В этом отношении заслуживают внимания находки, собранные в 1880 году известным казанским коллекционером В.И. Заусайловым на одном из островов у села Верхний Услон и хранящиеся сейчас в Национальном музее Финляндии. Коллекция включает в себя более восьмисот кремневых предметов, многие из которых сохранили следы ретуши, а также кости ископаемых животных. А.Х. Халиков предполагал, что эти находки связаны с разрушенной стоянкой эпохи верхнего палеолита сорок-двенадцать тысяч лет назад.
Железный наконечник копья азелинской культуры (III-V вв. н.э.)
Немного раньше, в 1879 году, Заусайловым на северной окраине села Савиново в урочище «Жилище» была собрана коллекция кремневых орудий. В 1920 году урочище обследовалось известным казанским археологом В.Ф. Смолиным, а в шестидесятые годы Халиковым, отнесшим обнаруженные здесь ножевидные пластины и скребки к эпохе мезолита семь-пять лет до нашей эры. С мезолитическим возрастом есть основания связывать кремневые пластинки, найденные в последние годы на территории Казанского Кремля.
Кем были люди, изготовившие эти пластины и жившие в далекую эпоху на кремлевском мысу? Удалось установить, что это были охотники и рыболовы.
Еще больше находок на территории Казани и прилегающих территориях связано с эпохой неолита пять-три тысячи лет до нашей эры. Серия поселений этого времени выявлена в конце прошлого столетия краеведами А.Ф. Лихачевым, А.А. Штукенбергом и Н.Ф. Высоцким. В 1878 году Лихачев зафиксировал остатки неолитической стоянки «Вороний куст» в районе бывшего речного порта. Там были собраны кремневые скребки, отщепы и сколы, а также обломки лепной посуды, украшенной оттисками гребенчатого штампа. Большинство исследователей связывает их с волго-камской археологической культурой. В то же время на рассматриваемой территории, в том числе и в Кремле, встречаются находки посуды, орнаментированной ямочно-гребенчатыми узорами, что позволяет говорить о проникновении в наш регион с запада и северо-запада пришлого населения.
Каменные изделия эпохи мезолита (VII-VI тыс. до н.э.). Из ракопок Казанского Кремля
В конце III - начале II тысячелетий до нашей эры в низовьях Казанки проживали энеолитические племена, памятники которых исследователи выделяют в так называемую волосовскую культуру. Остатки поселений волосовского облика зафиксированы в районе поселка Малые Дербышки, у Центрального парка культуры и отдыха, поселка Сухая Река и в других местах. Многие исследователи связывают эти памятники с древними финно-угорскими племенами.
В середине II тысячелетия до нашей эры в бассейн Казанки проникают индоевропейские племена балановской культуры. К числу наиболее характерных вещей этой культуры относятся сверленные боевые топоры. Они были найдены около поселков Караваево, Сухая Река, Большие Дербышки и в других местах.
Во второй половине II тысячелетия - начале I тысячелетия до нашей эры низовья Казанки и прилегающих частей Волги занимали племена, памятники которых были выделены Н.Ф. Калининым и А.Х. Халиковым в приказанскую культуру по первым наиболее полно изученным стоянкам в районе Казани. Стоянки приказанской культуры обнаружены в районе поселка Савиново, нефтебазы, поселков Победилово, Большие Отары и в других местах. Племена приказанской культурк селились и на кремлевском холме. ОС этом свидетельствуют фрагменты глиняной посуды и бронзовый кинжал, найденные в последние годы. Население, оставившее памятники приказанской культуры, было знакомо с земледелием, домашним скотоводством, достигло больших успехов в металлургии бронзы.
В IX-VI веках до нашей эры в низовьях Казанки и прилегающих частях Волги жили племена ананьинской культуры. В Казанском Поволжье памятники ананьинской культуры представлены городищами, селищами, могильниками и отдельными находками.

Ключ из которого казанцы берут воду три тысячелетия
Носители ананьинской культуры первыми в нашем регионе перешли к употреблению железных изделий. Хотя в ананьинскую эпоху еще бытовали каменные и бронзовые орудия труда, постепенно они выходили из употребления. Общепризнано, что с распространением железа усилилось имущественное расслоение отдельных общин и родов. Стали довольно частыми военные столкновения, появились укрепленные поселения (городища), обнесенные рвами, частоколами и другими приспособлениями. Одним из хорошо сохранившихся ананьинских городищ на территории Казани является городище Казанка-II в районе остановки электрички «Улица Новаторов». Остатки ананьинских открытых поселений-селищ сохранились в районе третьего моста через Казанку, на правом ее берегу, и у нефтебазы. Остатки поселения ананьинской культуры, по-видимому, существовали на территории северо-западной оконечности Казанского Кремля.
Городище Казанка-II, открытое Халиковым, занимает небольшой мыс левого коренного берега Казанки, между оврагами. С напольной стороны его площадка ограждена невысоким валом и сильно оплывшим рвом. Под городищем расположен родник. Думаю, что древними людьми для устройства городища избран мыс с учетом этого источника. Кремлевский мыс, по-видимому, также привлекал древних людей родником с вкусной питьевой водой. Приходится сожалеть, что кремлевский родник исчез. Родником под городищем Казанка-II горожане пользуются поныне, зачастую не зная, что из него люди брали воду почти три тысячи лет назад.
Обломки посуды эпохи неолита (IV-III тыс. до н.э.)
Кремневые орудия эпохи неолита (V-111 тыс. до н.э.)
При раскопках городища «Казанка» обнаружены остатки культурного слоя, достигающие мощности на склонах мыса около двух метров. Материалы из этого культурного слоя связаны с ананьинской и азелинской культурами. Найдены остатки жилища-полуземлянки, большое количество фрагментов глиняной посуды круглодонных форм с примесями в тесте толченых раковин, украшенных по горлу оттисками мелкой веревочки, гребенки и всевозможных вдавлений, а также глиняная посуда с отпечатками «сетки». Находки свидетельствуют о контактах ананьинских племен с населением правобережных районов Волги, представленных памятниками городецко-дьяковской культуры.
В 1879 году в северо-западной части Кремля были найдены крупные фрагменты ананьинской керамики. В последние годы здесь же нашли бронзовую втульчатую конусовидную привеску от женского головного убора, похожую на обнаруженные археологами при раскопках ананьинских могильников. Едва ли привески подобного типа были просто потеряны или брошены. Обычно их берегли. Вероятно, это связано с какими-то серьезными насильственными событиями, когда населению пришлось покидать обжитые места. В 1999 году на кремлевском холме при раскопках в нижних горизонтах культурного слоя был обнаружен бронзовый литой с линзовидной втулкой топор-кельт, характерный для памятников ананьинской культуры.
В конце VI века нашей эры население ананьинской культуры покинуло территорию Нижнего Прикамья. Памятников V века до нашей эры I века нашей эры на его территории практически нет. Халиков был склонен связывать это с какой-то природной катастрофой, возможно землетрясением, произошедшим в конце VI века до нашей эры. Но эта гипотеза не была поддержана другими исследователями. Более вероятно, что ананьинское население было вытеснено с территории Нижней Камы проникавшими сюда группами южных кочевников.
В первые века нашей эры на территорию нижней Камы и прилегающих частей Волги с востока стали проникать позднепьяноборские племена. Распад пьяноборского союза племен на нижней Белой ряд исследователей связывает с неспокойной политической обстановкой, сложившейся в первые века нашей эры в степной полосе Восточной Европы. Пришлые позднепьяноборские племена на территории Волго-Вятского междуречья и прилегающих частях Волги сформировали азелинскую культуру, названную по могильнику у села Азелино Малмыжского района Кировской области. В сложении азелинской культуры также приняли участие группы населения правобережных районов Волги носители городецкой культуры. Население азелинской культуры, по мнению всех исследователей, было финно-угорским. Их памятники представлены городищами, селищами, а также могильниками. На территории низовий Казанки к азелинской культуре можно отнести верхний слой городища Казанка-II, могильник у старого стекольного завода и находки с территории Казанского Кремля.

Бронзовый кинжал и обломки глиняной посуды приказанской культуры второй пол. II тыс. до н.э.
Могильник был расположен на дюне к западу от железнодорожного вокзала в местности, называемой «Старый стекольный завод». В 1892 году Заусайлов предпринял раскопки этого памятника. Было вскрыто семь погребений. В них обнаружили два обоюдоострых железных меча, два железных втульчатых наконечника копий, два железных проушных топора и железный втульчатый топор, пять женских эполетообразных поясных застежек, двадцать халцедоновых дисков, бронзовые поясные накладки, а также бусы из стекла и халцедона и другие мелкие предметы III-V веков нашей эры. Материалы этого и других могильников азелинского типа Нижней Камы характеризуют носителей этой культуры как население, знавшее пашенное земледелие, домашнее скотоводство (особенно коневодство), металлургию железа и цветных металлов. При раскопках азе-линских могильников на Нижней Каме обнаружены захоронения мужчин-кузнецов, охотников, женщин-мастериц, занимавшихся изготовлением украшений и принадлежностей костюмов, и погребения мужчин-воинов с остатками коней, убранством коня, шлемами, мечами, копьями, луками со стрелами и другим оружием.
В верхнем слое городища Казанка-II нашли типично азелинские остатки посуды, наконечники стрел, глиняную форму для отливки эполетообразных застежек, глиняные маховички для веретен, пряслица и другие предметы.
Фрагменты азелинской керамики обнаружены в разные годы при раскопках на территории Казанского Кремля. На кремлевском же холме найдены бронзовые поясные накладки в виде сапожков и полулронизки, которыми украшались пояса азелинских мужчин-воинов в первые столетия нашей эры.
Азелинские племена активно контактировали с населением финно-угорских групп правобережья Волги, что привело к формированию древних марийцев в конце первого тысячелетия нашей эры. Убедительным подтверждением этому являются остатки могильников в районе поселка Борисково, выявленные в 1890 году. Там в двух захоронениях найдены серебряные и бронзовые гривны, браслеты и пронизки Х века.
Результаты археологических исследований, приведенных с прошлого века до сегодняшнего времени, позволяют говорить о том, что освоение человеком территории низовий Казанки и прилегающих частей Волги началось с эпохи верхнего палеолита и мезолита. Эти земли не могли обойти и волжские булгары.

Старостин Петр Николаевич - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, заведующий Национальным центром археологических исследований Института истории Академии наук Республики Татарстан.
Hosted by uCoz