ВТОРОЙ ВСЕМИРНЫЙ КОНГРЕСС ТАТАР

28-29 августа 1997 г.

Ф.Х.МУХАМЕТШИН

Премьер-Министр Республики Татарстан,Председатель оргкомитета по подготовке и проведению Второго Всемирного конгресса татар

ПО ПУТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ КОНСОЛИДАЦИИ

По историческим меркам сравнительно небольшой период времени отделяет нас от тех знаменательных дней, когда посланцы татар всего мира впервые собрались на земле Татарстана. Сегодня отчётливо видно, что принятое тогда решение о проведении в 1992 году в Казани всетатарского форума было не только необходимым шагом во внешнеполитической и внутренней жизни республики, но и отправной точкой на длительном пути этнического возрождения татарского народа.

На рубеже 80-90-х годов XX столетия положение татарского народа, три четверти которого проживает за пределами Республики Татарстан, приближалось к критической отметке, представляющей угрозу существования любой нации. Повсеместно утрачивался язык - главный признак сохранности и жизнедеятельности этноса. В свою очередь, это повлекло за собой ликвидацию национального образования и воспитания, свёртывание культурно-просветительной работы, стирание национальных черт народной жизни, традиций, обычаев и обрядов. Дважды измененная графика татарского письма лишала возможности зарубежных татар общаться со своими сородичами в России, отторгла их от современной национальной литературы и искусства, а проживающих на исторической родине - от многовекового наследия народа.

Работа первого Всемирного конгресса татар, принятые его делегатами документы, практические действия по претворению их в жизнь - органично вписавшись в политику и социально-культурную деятельность государственных органов власти и общественных, в том числе международных, организаций - во многом способствовали замораживанию процесса негативных тенденций в развитии татарского народа, созданию предпосылок и условий для его этнического возрождения.

Первый конгресс стал актом духовного единения татарского народа, расселённого волею судеб по всей планете, а время, прошедшее после него, - периодом осознания необходимости консолидации татарского этноса и укрепления Татарстана как оплота его государственности. Именно на эти основополагающие моменты была ориентирована политика Президента и Правительства республики.

Минувшие после первого Всемирного конгресса татар годы явились исторически важным периодом политического развития Татарстана. Сегодня у нас есть все основания утверждать, что татарстанская государственность вступила качественно новый этап своего развития.

По сравнению с началом 90-х годов политическая жизнь республики стабилизировалась. В прошлое ушло острое политическое противостояние ряда партий и движений. Благодаря взвешенной и продуманной политике руководства республики, прежде всего в сфере межэтнических отношений, Татарстан ныне является одним из самых предсказуемых и социально спокойных регионов.

Принятие Конституции (ноябрь 1992 года), подписание Договора с Российской Федерацией (февраль 1994 года), проведение парламентских (март 1995 года) и президентских выборов (март 1996 года) - вот вехи становления новой демократической политической системы. Ее специфическими особенностями являются высокая степень самостоятельности Татарстана в рамках федерации, особая род президентской власти, ее тесное взаимодействие с Государственным Советом судебными структурами.

Естественно, что далеко не все актуальные политические проблемы разрешены. Руководство республики беспокоят проявления социальной апатии среди населения. Не стали активными субъектами общественной жизни партии и движения, не получил должного развития тот огромный потенциал, который заложен в местном самоуправлении.

Всемирное национальное движение татар, которое собирается на свой второй конгресс, носит неполитический характер. Но все же думается, что большинство татар, проживающих в различных уголках мира, далеко небезразлично по какому пути пойдет политическое развитие республики. Укрепление государственности, политическая стабильность Татарстана отвечает интересам не только его граждан, но и многочисленной татарской диаспоры. Позитивный имидж республики повышает авторитет и вес татарского народа в мировом сообществе наций. Национальное движение татар кровно заинтересовано в укреплении демократии в Татарстане, России, во всех странах, где проживают татары, так как это служит необходимой политической гарантией их прав и свобод.

Еще более зримые перемены произошли в международных контактах Татарстана. За прошедшие годы удалось не только юридически утвердить новый статус pеспублики как субъекта международного права, но и практическими делами доказать состоятельность претензий Татарстана на самостоятельное ведение внешне- экономических дел.

Без преувеличения можно сказать, что "открытие" Татарстана для международного сообщества началось с интенсификации политических контактов на высшем уровне. Обмен визитами с руководителями стран ближнего и дальнего зарубежья стали сегодня обычной практикой. Официальные представители нашей республики работают в США, Франции, Австрии, Австралии, Чехии, Словакии, на Украине, в Литве, Молдове, Узбекистане, Азербайджане.

Десятки зарубежных представителей имеют такие крупнейшие фирмы как КАМАЗ, Татнефть и др. Татарстан стал непременным участником многочислен международных выставок и ярмарок.

Как результат - ныне о нашей республике знают во многих уголках земного шара, идет постепенный процесс включения Татарстана в систему международных отношений.

Консолидации татарского народа в мировом масштабе во многом способствовало, с одной стороны, обретение Татарстаном статуса субъекта международного права, с другой стороны, - создание и развёртывание международной деятельности исполкома Всемирного конгресса татар (ВКТ).

Это позволяет как в договорном процессе, так и при любом обмене с зарубежными странами уделять больше внимания запросам и потребностям проживающих там соотечественников, устанавливать и поддерживать постоянные связи с ними. Наряду с уже сложившимися взаимоотношениями с издавна известными нам представителями татарской диаспоры и общественными организациями налаживаются новые контакты.

Всё это имеет для нас не только сугубо духовное значение. Зарубежный мир обладает огромным научно-техническим потенциалом, интеллектуальными ценностями, опытом решения сложнейших политических, экономических и социальных проблем. Мы заинтересованы в прогрессивных технологиях, в совместных проектах и предприятиях, в инвестициях, в научном, технико-экономическом, торговом и других видах сотрудничества.

Руководство республики надеется, что на заседаниях курултая ВКТ появятся интересные предложения по развитию широких международных связей Татарстана.

Первый Всемирный Конгресс татар, как мы помним, прошел на фоне глубокого кризиса, поразившего экономику России в начале 90-х годов. Этот кризис не был случайным. Во многом определялся пороками господствовавшей централизованной командной экономики, реформирование которой Татарстан начал одним из первых.

Известно, что проведение социально-экономических реформ в республике имеет свою специфику, суть которой состоит в том, что, отказавшись в свое времени от шоковых механизмов вхождения в рынок, мы изначально ставили во главу угла идею создания социально ориентированной рыночной экономики. Поэтому фактор социальной защиты населения, адресной поддержки конкретных социальных групп и слоев - всегда были главной задачей деятельности нашего Президента Минтимера Шариповича Шаймиева, Правительства и Государственного Совета Татарстана при проведении радикальных экономических преобразований.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что путь, выбранный республикой в экономической области, оправдал себя. Несмотря на все сложности нынешнего переходного периода нам удалось достичь позитивных сдвигов в экономике

Татарстана. Благодаря этому не произошло обвального падения уровня жизни людей, резкого роста безработицы.

В республике приостановлен спад производства. Начиная с 1995 года, зримо стали проявлять себя тенденции стабилизации и постепенного, устойчивого экономического подъема. Так, рост объема промышленной продукции в 1995 году составил 2 процента, в 1996 году - 3,2 процентов к уровню 1995 года.

В первом полугодии 1997 года индекс физического объема произведенной промышленной продукции составил 103 процента. Достигнутый прирост связан в первую очередь с увеличением производства в химической и нефтехимической отрасли (рост - 9,1 процента), и, что особенно важно, за счет увеличения производства машиностроения (за первые 6 месяцев рост - на 14 процентов по сравнении с соответствующим периодом 1996 года).

В январе-мае 1997 года предприятиями и организациями промышленности, строительства и транспорта было получено прибыли в действующих ценах на сумму 1 трлн. 806 млрд. рублей. Это на 36,3 процентов больше, чем за соответствующий период прошлого года. Почти 76 процентов всей прибыли приходилось на предприятия промышленности, 3 процента - на строительные организации, 211 процент - на транспортные организации.

Государственная поддержка, в том числе путем выделения из республиканского бюджета значительных ассигнований, положительно сказалось на развитии агропромышленного комплекса.

Изменения структуры производства, происходящие за последние годы в сельском хозяйстве, направлены на самообеспечение республики продовольствием. В первую очередь это относится к обеспечению населения хлебом, сахаром и масло-жировой продукцией. Расширяются посевы сортовой пшеницы, рапса и подсолнечника. В 1996 году валовой сбор зерновых и зернобобовых культур в Татарстан) составил 4 млн. 605,8 тыс.тонн в весе после доработки. По сравнению с 1995 годо1 он вырос на 57 процентов. Полученный урожай зерновых и зернобобовых культур составил 130 процентов к уровню 1991-1995 годов. Это самый лучший показатели среди всех регионов Российской Федерации. Полностью обеспечиваются потребности населения в картофеле, разнообразной овощной продукции. Несколько замедлились темпы снижения производства молока и мяса в общественном секторе, что свидетельствует о начале стабилизации положения в этой отрасли.

В республике проводится целенаправленная работа по реализации государственных социальных программ - программы ликвидации ветхого жилья и газификации сельских и поселковых населенных пунктов. В условиях дефицита финансовых ресурсов в Татарстане не только не снижается объем вводимого жилья, а даже несколько растет в последние два года. В 1996 году предприятиями и организация всех форм собственности построено 19731 новых благоустроенных квартир общей площадью 1 млн. 335 тыс. кв метров. Из ветхих домов переселены в благоустроенные квартиры 3654 семьи. Газифицировано около 48 тыс. квартир, в том числе в сельской местности - 26 тыс.

Достигнутый рост показателей социально-экономического развития республики нас, безусловно, обнадеживает. Многие предприятия уже адаптировались к работе в рыночных условиях. Стали активно подключатся к изучению конъюнктуры рынка, поиску отечественных и иностранных инвесторов. Подавляющее их большинство имеет конкретные программы развития.

Одна из важнейших задач экономики - достижение ощутимого прогресса во внедрении рыночных механизмов. Для Татарстана, как и для России в целом, эта проблема приобрела особую остроту. Мы осознаем, что этот процесс принял несколько затяжной характер. Однако в нашей республике он не был столь разрушительным по сравнению с другими регионами Российской Федерации.

Верно выбранные ориентиры экономической политики обеспечивают устойчивое общественное развитие Татарстана. Этому в значительной мере способствует реализация Правительством республики Государственной программы экономического и социального прогресса, принятой Государственным Советом Татарстана в 1996 году. Претворение в жизнь целей, заложенных в Программе, проходит под знаком объединяющей идеи и в виде определенной модели развития. Таковой является идея повышения конкурентоспособности республики в российском и общемировом пространстве, а в качестве модели - предлагается создание социально ориентированной экономики.

В принятой нами Программе законодательно закреплена и необходимость перехода от отраслевого принципа управления к функциональному. За прошедшее время нам удалось наработать ряд принципиально новых моделей анализа социально-экономической ситуации, определить функциональные управленченские блоки. Другими словами- заложить основы системного, научного подхода к управлению ситуацией в целом.

Экономический рост общества должен быть направлен на повышение доходов населения, на уменьшение степени его уязвимости. В целом бюджетная политика республики ориентирована на создание условий для роста уровня жизни граждан и Правительство видит главный критерий своей деятельности в повышении качества жизни населения, что сформулировано в Государственной программе экономического и социального прогресса Республики Татарстан. Суверенитет, укрепление государственности, отладка его организационных структур вселяют уверенность в успехе.

Наряду с решением многочисленных проблем экономического развития, важной заботой правительства сегодня становится развитие социальной сферы общества. В этой области главным является переход к активной адресной социальной политике. Именно сильная социальная политика позволит сохранить доверие населения к институтам власти, радикальным экономическим преобразованиям. Мы осознаем, что полноценное решение масштабных социальных задач возможно лишь на базе существенного подъема экономики республики.

Татарстан всегда славился своей высокой культурой и духовностью. В нашем народе душевные качества, моральная репутация и, нравственный авторитет всегда ценились высоко. И сегодня общечеловеческие ценности, национальные традиции, научный, образовательный, интеллектуальный потенциал народа являются мерилом развития нашего общества. Эту нравственную атмосферу необходимо сохранять, развивать как подлинно народное достояние.

Одно из важнейших направлений социальной политики в республике - улучшение состояния здоровья народа и экологической ситуации в регионе. На этом фоне особое значение придается всесторонней помощи семье, защите детства. Ведь именно семья страдает от низких зарплат и не вовремя выплачиваемых пенсий и именно дети, женщины, старики являются наиболее уязвимыми в социальном плане. Ценность человеческой жизни остается ведущим ориентиром нашей социальной политики.

Безусловно, татарская общественность ждет от второго Всемирного конгресса татар новых идей, ускоряющих процесс национального возрождения и делающего его необратимым.

Решающим направлением этого процесса является сфера культуры и образования. Существование народа в цивилизованном обществе немыслимо без всемерного развития гуманитарной сферы его жизнедеятельности. Руководство и общественность нашей республики придают этому вопросу серьёзное значение.

Как на государственном, так и на самодеятельном уровнях разработаны и приняты долгосрочные комплексные программы развития национального образования, национальных культур и искусств, народных промыслов и прикладного творчества. Приоритетное место в них отводится повышению роли государственных, и прежде всего татарского, языков в официальной и обыденной жизни. Приняты соответствующие законодательные и подзаконные акты, их выполнение организует и контролирует Комитет по реализации Закона "О языках народов Республики Татарстан", работающий при Правительстве республики.

В последние годы много сделано в области разработки и внедрения системы татарского национального образования. Создан и успешно проходит апробацию татарстанский вариант национально-регионального компонента стандарта образования, потребность в котором остро ощущается как в республике, так и далеко за её пределами. На его основе осуществляется преобразование учебно-воспитательного процесса в дошкольных учреждениях и учебных заведениях, создаются новые, в том числе и негосударственные воспитательно-образовательные институты.

В настоящее время в 124 учебных заведениях нового типа (гимназии \ лицеи, УВК, школы-гимназии) и 1112 общеобразовательных школах обучается более 90 тыс. учащихся. В 401 смешанной школе открыты 2132 татарских класса. В результате проделанной работы 45 процентов от общего количества учащихся-татар получают знания на родном языке (для сравнения: в 1991 \ 1992 учебном году - 28 процентов). Татарский язык, как предмет, изучают 94,2 процента учащихся всех национальностей. Преподавание на татарском языке ведется также в пяти учреждениях начального профессионального образования, ав16 ПТУ - открыты 60 татарских групп.

В учебные планы введены новые дисциплины, учитывающие национальные особенности: история татарского народа, татарский язык и литература, история народов России и др. Почти во всех школах республики преподаются основы рыночной экономики. Появились новые профили трудового обучения, включающие в себя профессии садоводов, фермеров, специалистов компьютерного делопроизводства, маркетинга и менеджмента. Расширено обучение основам информатики и вычислительной техники. Возрос уровень компьютеризации и информатизации учебного процесса. С учётом наработанного в республике опыта ведётся работа по оказанию методической помощи преподавательским кадрам татарских учебных заведений за пределами республики.

Благодаря конструктивной позиции, занимаемой руководством и прогрессивными общественными организациями республики, у нас сложилась устойчивая межэтническая ситуация. Она зиждется на признании и строгом соблюдении приоритетов национальной политики. Таковыми на сегодняшний день являются всемерное укрепление Республики Татарстан как олицетворения государственности татарского народа; содействие самоорганизации татарского населения в приемлемые формы этносоциальной жизни и национально-культурной автономии как средства удовлетворения своих потребностей и запросов, решения местных специфических проблем и общенациональных задач и, наконец, обеспечение плодотворного сотрудничества татарского народа в целом и диаспор в частности с другими народами во имя их политической стабильности, социально-экономического благополучия, межэтнического согласия и мира.

Преследуя эти цели, Правительство Республики Татарстан заключило договоры и соглашения о сотрудничестве с 25 регионами России и отдельными странами. По линии Министерства образования действует 19 аналогичных соглашений, по линии Министерства культуры - 21. В республике и за её пределами созданы десятки ведомственных и общественных национально-культурных центров, фольклорных коллективов, самодеятельных творческих объединений и т.п., участники которых возрождают татарские народные традиции, обряды и обычаи, воссоздают почти забытые ремёсла и промыслы, восстанавливают этноисторический опыт народа.

Тесно переплетаются с вопросами этнической стабильности проблемы межконфессиональных отношений. Земля Татарстана по праву может быть названа местом встречи двух мировых религий - православия и ислама. Исламо-христианские отношения, в том числе и в Восточной Европе, далеко не всегда были( безоблачными. Даже в наше время мировое сообщество было потрясено кровавым конфликтом на территории Югославии, в основе которого лежал, помимо других, и религиозный фактор.

Все это диктует необходимость особо бережного отношения к сфере меж-конфессиональных отношений в Татарстане. Мы гордимся тем, что духовенство и верующие двух основных конфессий не только относятся друг к другу с уважением, но и активно сотрудничают в решении вопросов, представляющих взаимный интерес: возвращение поруганных храмов, забота о духовно-нравственное здоровье народа. Любой объективный наблюдатель, хорошо знающий реалии жизни республики, может привести немало примеров добрых, доверительных контактов представителей мусульманской и православной общественности.

Среди основных причин формирования этих уникальных отношений следует признать традиционную веротерпимость как татар, так и русских, отсутствие серьезного влияния религиозного фундаментализма. Немаловажную роль сыграл и тот фактор, что у татар издавна сформировалась этноконфессиональная группа кряшен, исповедующих православие.

Вместе с тем исламо-православный мир и диалог нельзя рассматривать как некое неизменное состояние. Для его сохранения и развития необходимы усилия всего общества.

Второй Всемирный конгресс татар, в ходе которого важное место займет обсуждение места и роли религии в жизни татар, мог бы внести достойную лепту в поддержание положительного тонуса исламо-христианских отношений.

Подводя итоги прошедшего пятилетия, нельзя не остановится на состоянии национального движения татарского народа. Оно прошло достаточно сложную эволюцию от состояния крайней политизированности к большей взвешенности, синтезу политики, духовности и культуры.

Особое место в татарском национальном движении занимает исполком Всемирного конгресса татар. Проявляя заботу о духовном и интеллектуальном единении своего народа, значительная часть которого в силу разных причин оказалась оторванной от исторической родины, исполком выступил инициатором совместного проведения - до того времени никогда не практиковавшихся - семинаров-совещаний представителей исполнительной власти, татарских общественных организаций, средств массовой информации и печати Российской Федерации и стран зарубежья по проблемам возрождения и развития татарского народа.

В практику работы исполкома прочно вошли выездные расширенные заседания в местах компактного обитания татар, участие в решении на государственном и межправительственном уровнях вопросов телерадиообслуживания и информационного обеспечения удалённых татарских диаспор, оказание помощи их этнокультурным объединениям.

Благодаря усилиям исполкома ВКТ заметно расширилась наша осведомлённость о татарском мире, его деловых кругах, общественных структурах, официальных лицах и предпринимателях, деятелях науки и культуры. Повысился уровень информированности о Татарстане за рубежом. Стал возможным широкий неправительственный обмен в гуманитарной сфере.

Очевидно, что обсуждение итогов работы исполнительных органов Всемирного конгресса татар, проекта его Устава позволит наметить новые направления деятельности, существенно обновить формы и методы работы.

Таким образом, прошедшие годы во многих отношениях были плодотворным и рубежным периодом. Изменился наш Татарстан, изменился и окружающий нас мир. Динамика развития Республики Татарстан, России, стран ближнего и дальнего зарубежья доказала своевременность и жизненность идеи консолидации татарской нации в мировом масштабе. В новых социально-экономических и политических условиях возникают дополнительные стимулы для развития всемирного национального движения татар. Нет сомнения, что проведение второго Всемирного конгресса татар обозначит новый этап возрождения татарского народа.

ОБРАТНО К НАЧАЛЬНОЙ СТРАНИЦЕ