Башня Сююмбеки(XV век)  
Семиступенчатая башня Сююмбеки(1490?), одна из самых замечательных построек Казанского Кремля, когда-то украшала собой парадный въезд на территорию средневекового ханского дворца. С течением столетий башня стала символом Казани. Ее форма повторена в шатровом завершении Боровицкой башни московского Кремля, которая также служила для парадного въезда московских царей в Кремль. С башней Сююмбеки, или Ханской Мечетью, архитектура которой имеет явный восточный колорит, связано множество легенд, догадок и гипотез. Название ее связано с именем последней казанской царицы, которая, согласно легенде, бросилась с ее вершины после захвата Казани царскими войсками. Официальная версия происхождения башни состоит в том, что она была построена в XVII веке русскими зодчими в качестве дозорной башни военного назначения. Татарские национальные версии относят ее происхождение к булгарскому зодчеству и относят истоки ее архитектурного совершенства к кирпичным постройкам до-русского периода истории Казани. По еще одной из версий, в 1487 году на казанский трон с помощью Великого Князя Московского Ивана Третьего воссел юный хан Мухаммед Эмин. Царствование хана положило конец периоду кровавых междоусобиц и продолжалось в течении 21 года. согласно взаимному договору московский государь принял титул "Великого Князя Булгарского", Москва перестала считаться данницей Казани, договор официально положил конец трехсотлетнему "татарскому игу". В годы, когда Мухаммед Эмин жил в Москве, он был свидетелем возведения Московского Кремля, и мог попросить Ивана Третьего прислать в Казань итальянского архитектора для увековечивания великого мирного союза между Москвой и Казанью. Строителем башни Сююмбеки, архитектурные черты которой находят свои соответствия в абрисе Кальварии Сан Стефано и башни Пьяцца Маджиоре в Болоньи, мог быть либо сам престарелый Аристотель Фиораванти, либо один из его учеников. В пользу этой гипотезы говорят и размеры кирпича, из которого построена башня.Таким образом, башня могла быть построена по проекту итальянского архитектора местными татарскими мастерами в 1486-90 годах и сохранилась после захвата Казани Иваном Грозным потому, что действительно служила не только очень удобной дозорной башней, но и символом того, что московские войска Ивана Третьего уже бывали в Казани в XV веке.