Вязь святого слова

Мунаджат о вере в Бога
Духовную культуру казанских татар формировали кочевой и оседлый уклады жизни предков, степная, а потом и лесная, богатая реками и озерами природа: музыка родников, песни соловьев и жаворонков, волны колосьев небных полей, запахи луговых цветов. Впитав в себя все многообразие природы обширных территорий, обогатившись опытом духовного развития соседних народов, татарская культура обрела неповторимые черты, сохранив на протяжении веков особые, только ей присущие отличия.
Казанские татары - единственный народ в Поволжье, исповедующий ислам. Эта религия на земле наших предков, в Волжской Булгарии, была принята официально в 922 году. Добровольность ее принятия и обособленное географическое расположение булгарских земель, а позднее Казанского ханства от центра и других мест распространения мусульманства привели к тому, что казанские татары особенно ревностно стали относиться к некоторым заповедям ислама. Одна из них связана с чтением Корана, святой книги мусульман. Большое внимание уделялось и тщательному изучению арабской грамматики. У каждого правоверного мусульманина рядом с Кораном имелся хотя бы рукописный экземпляр арабской грамматики и несколько словарей. Второй заповедью такого рода является запрет пророка Мухаммеда изображать животных и людей, что было принято во избежание возврата к идолопоклонству. Поэтому у мусульман получил развитие каллиграфический орнамент, появился уникальный феномен татарского изобразительного искусства - шамаил.
Кстати, происхождение самого слова «шамаил» толкуют по-разному. Его буквальный перевод с арабского - свойство, достоинство. Действительно, во многих этих произведениях искусства обозначены качества Аллаха и его пророков. Сами авторы свои работы чаще называют «эшкаль» или «накыш». Первое переводится как чертеж, диаграмма, рисунок; есть и другое значение, указывающее одновременно на форму и содержание. С таким значением можно связать использование мусульманских картин как наглядных пособий по изучению ислама. А «накыш» в переводе - рисунок. В народе же творения мусульманских художников не называли арабскими словами - нередко говорили «Аят-алькурси» (аят о Божьем троне), «Аят», а то и просто «йорт догасы» (молитва дома).
 
Заповедные мечети Мекки и Медины
В фондах музея хранится редкая коллекция шамаилов, напечатанных в типографиях Казани в конце XIX – начале XX веков. Это - цензорские экземпляры известного тюрколога, этнографа и языковеда Николая Федоровича Катанова, который в те годы работал в Казани в службах печатной цензуры. Знаток восточных языков, он внес большой вклад как в изучение культуры татарского народа, так и в сбережение его духовных ценностей.
Вторая часть коллекции шамаилов собрана профессором Иваном Михайловичем Покровским и передана в дар музею в 1941 году. Они очень аккуратно соединены в единый альбом. Имеющиеся на каждом шамаиле личные печати владельца говорят о том, что все эти 70 рисунков были закуплены им в разное время, хотя в документах поступления альбом значится как одна единица под редакцией типолитографии В.В. Вараксина.
 
Архитектурные памятники Мекки и Медины

Названия мусульманских месяцев с их значениями
Шамаил - это настенная таблица или картина с изображением святых мест мусульманства, молитв, религиозных наставлений и поучений, исполненных красивой вязью. До конца XIX века шамаилы были рукописными, выполнялись на бумаге, ярко раскрашивались красками. Некоторые писались на стекле и ткани. Традиции рукописных шамаилов перешли к художникам-печатникам. Титры изготовленных ими шамаилов сохранили имена многих скромных татарских художников: Абдрахмана Абдуллина, Мухаметжана Хужа Сеидова, Гайфуллы Музаффарова, братьев Ахметсадыковых.
Чем же был вызван на рубеже прошлого и нынешнего веков большой интерес к шамаилам и каково их назначение? Во-первых, в то время происходил общий духовный подъем татарского народа. Во-вторых, можно предположить: расселение казанских татар в Поволжье среди немусульманских народов привело к тому, что этот особый вид искусства развивался как формальная аналогия христианской иконы и в противовес ей. Наличие шамаила в доме указывало на мусульманство хозяина, вместе с тем шамаилы никогда не были предметом поклонения. При этом философское содержание и функциональное назначение шамаилов было намного шире, чем у икон.
 
Второй корабль Ноя
Шамаилы являются оберегами домов, мечетей, учебных заведений. При таком назначении они обычно размещались над входными дверями. Нередко на них исполнялся красивой вязью оберегающий стих из Корана, чаще всего это был «Аят-алькурси». В музее сохранилось несколько вариантов шамаилов с этим аятом, в том же числе шамаил, который называется «Аят-алькурси с почерком куфи». Возможности арабографического письма столь велики, что оно имело более ста почерков, и художник, сознательно ограничивавший себя творением без ликов, находил в этом море возможностей многое для развития своего художественного воображения. Среди всех этих почерков «куфи» является самым древним. Считается, что он сохранился со времен пророка Мухаммеда, и после его смерти первый экземпляр Корана был написан именно этим почерком.
Шамаилы с изображением заповедных мечетей «Аль-Акса», Мекки и Медины в помещении указывают направление к Каабе. На территории Татарстана это соответствует югу. Главным направлением молитв мусульман, по их вероучению, должна была бы стать мечеть «Аль-Акса» в Иерусалиме. Пророк Мухаммед - последний из пророков, посланный Богом, принесший человечеству полный и окончательный ислам, пытался исполнить это веление Бога, но не смог получить разрешения иудеев. Поэтому условным центром мусульман на Земле является мечеть в Мекке. Тут и находится «Черный камень» - небесный метеорит, некогда по легенде бывший белым яхонтом и почерневший от пороков людей, которые во время паломничества старались дотрагиваться до него грешными руками.
«Черный камень», являясь символом могущества Бога на Земле, также не является предметом поклонения, но обозначает тот центр, в сторону которого должны оборачиваться верующие во время молитв, становясь единой общиной.
 
Аят о Божьем троне почерком "куфи"
Третий вид шамаилов - таблицы, схемы, служившие путеводителями к заповедным местам на дорогах паломников. Таковы шамаил с видом Константинополя, шамаил с аятом «Шифа» и картами.
На территории Татарстана издавна местом паломничества стали святые места древних Булгар, где был принят ислам как государственная религия. Об этом нам напоминает шамаил с изображением архитектурных памятников святыни. Тексты отражают дошедшие до нас легенды о возникновении города Булгара.
Шамаилы, изготовленные как наглядные пособия, служили одновременно источником информации о философских основах шариата и общечеловеческих правилах жизни. Вместе с тем изысканная арабская вязь в разных почерках являлась украшением интерьера, воспитывала эстетический вкус. Но если искусство писать суры красивой арабской вязью на стенах мечетей существовало у многих мусульманских народов, то изготовление шамаилов как таковых - рисунков и картинок, вобравших в себя столько наглядной информации для изучения Корана и Сунны, для обучения чтетению и письму, - является сугубо национальным видом искусства казанских татар.