Как собиралась коллекция хрупких шедевров

Начало музейной коллекции фарфора, в которой около двух тысяч изделий заводов России, стран Западной Европы, Китая и Японии, положил дар Ивана Федоровича а Раисы Ивановны Лихачевых, брата и вдовы Андрея Федоровича Лихачева. Его она сделали в 1895 году, в год основания казанского городского музея. Эти вещи и сейчас составляют ядро нашей коллекции, хотя некоторые из них были отданы в образованный в Казани в 1959 году Музей изобразительных искусств.
В лихачевской коллекции находится самая ранняя вещь всего нашего собрания - китайская пиала. Она из чуть голубоватого цвета массы с росписью, выполненной всего двумя красками: красной охрой и эмалевой зеленой. На донышке обозначено время изготовления - период династии Мин 1465-1488 годов. В описании чашки есть замечание: «...если даже это ненастоящая древняя чашка, то во всяком случае, можно думать, что она скопирована с древней. Декорировка ее по тонкости рисунка замечательна».
Как известно, впервые фарфор появился в Китае на рубеже V-VI веков н.э., и многие столетия китайцы оставались единственными поставщиками этого звонкого товара на мировом рынке. Поэтому китайский фарфор составляет гордость любой коллекции. А.Ф. Лихачев сумел найти для своего домашнего музея такую редкость. Китайских вещей в его коллекции больше всего, но есть также изумительные образцы саксонского, берлинского, французского фарфора. Лихачев бывал за границей, и очень впечатляет его голландская находка - фарфоровый таз для бритья с выемкой по борту для шеи бреющегося человека. Он весь покрыт цветной росписью, в центре которой изображен родовой герб какой-то фамилии.
Лихачев жил в то время, когда в России было уже множество фарфоровых заводов, фарфор стал дешевле, чем раньше. Еще в начале XVIII века, когда многие страны мечтали наладить у себя производство этого хрупкого материала, его цена приравнивалась к цене золота, фарфоровая ваза выменивалась
-на роту солдат, а выдача секрета фарфоровой массы каралась смертной казнью. Но время пришло и для Европы. В 1710 году была организована Мейсенская фарфоровая мануфактура в Саксонии, в 1720 году - Венский завод в Австрии.
В 1744 году, третьим по счету в Европе, основан Императорский фарфоровый завод в России, в Санкт-Петербурге. Он был чисто художественным заведением и обслуживал сначала только императорский двор.
В коллекции Лихачева есть прекрасные образцы русского фарфора. Теперь трудно выяснить, каким образом Андрей Федорович нашел очень редкую вещь XVIII века - декоративную тарелку Императорского фарфорового завода 1760-х годов, когда шел всего второй десяток лет с того момента, как появился фарфор в России. Такие тарелки были выпущены серией, на каждой из них - миниатюра, но ни одна картинка в росписи не повторялась. Изображение заимствовалось из Бюффона, но характер композиции определялся формой тарелки. Прорезной «плетеный» орнамент по борту, отделанный позолотой, придает ей изящную легкость. На лихачевской тарелке изображена сидящая на ветке дерева большая желто-коричневая птица, иволга.
А вот две вазы в стиле ампир из тончайшего фарфора, украшенные живописной росписью с изображением амуров и обильной позолотой. Это изделия того же завода времени правления Александра I. Они принадлежали Великому князю Михаилу Павловичу, который подарил их своему адъютанту Ушакову. Тот отдал вазы в одну из лавок на Апраксином дворе, где их купил А.Ф. Лихачев.
Но особенно хороши изделия фабрики Гарднера начала XIX века. Это и декоративные вазы с разнообразной живописью и сплошной позолотой, и пепельницы в форме раковины, умывальный прибор - кувшин и тазик, украшенные сплошной разноцветной росписью и позолотой, кофейники, молочники и подарочные чашки с блюдцами. Каких только форм и расцветок не делали! Чашки формы «разлетай», «чиколадные», то есть шоколадные, свадебные с изображением двух колец из цветочных венков, пронзенных стрелами Амура.
Лихачевская коллекция позднее пополнялась за счет даров и покупок от многих частных лиц. После музейной реформы 1919 года много произведений искусства и художественной промышленности, в том числе и фарфор, поступило из так называемого музейного фонда. Он был создан после революции 1917 года для «спасения культурных сокровищ по всем городам, селениям и усадьбам от разграбления и уничтожения». Так попали к нам чернильница фабрики Гарднера середины XIX века, бисквитные фигурки саксонской работы и другие прекрасные изделия. Кроме того, музей получил большую коллекцию Музея народов Востока. Среди татарских общественных деятелей издавна жила мысль о специальном музее, в котором собирались бы материалы по этнографии, истории, искусству татар и других восточных народов. В 1920 году эта идея была осуществлена. На призыв особой комиссии откликнулись многие частные лица: была приобретена богатая коллекция китайского фарфора профессора Н.Ф. Высоцкого и отдельные предметы у С. Бикмуллина, Азимова, Коровина, М.И. Лопаткина...
В 1930 году в музейной коллекции появились уникальные образцы первого советского фарфора - скульптуры «Партизан в походе» и «С базара» Н.Я. Данько, «Дровосек» из серии «Месяцы года» В.В. Кузнецова, тарелка «Деревенская церковь» B.C. Щербакова и чашки с росписью С.В. Чехонина, приобретенные у А. Рысаевой. Это изделия Государственного фарфорового завода 1919-1924 годов, являющиеся теперь особенно редкими. Дело в том, что в те трудные годы, когда на заводе не хватало сырья, в кладовых бывшего Императорского фарфорового завода сохранилось немало великолепного по качеству нерасписанного фарфора последних предреволюционных десятилетий, и даже середины XIX века, так называемого «белья». Уже с начала 1918 года это «белье» использовали для росписи. Художники рядом с дореволюционной ставили новую советскую марку с изображением серпа, молота и части шестерни. Замечательно, что в 1960 году музей приобрел у Ф.А. Кондаковой еще три чашки с блюдцами, отмеченные заводской маркой дважды: до и после революции.
Сенсацией стала находка 1938 года: в подвале одного из казанских домов обнаружили настоящий клад старинных вещей. Там нашли замурованную комнату, заставленную мебелью и ящиками с бумагами, книгами, одеждой, разнообразными предметами и, конечно, фарфором. К счастью, люди, первыми попавшие сюда, оказались глубоко порядочными и честными, сразу сообщили в музей, и все до мельчайших деталей было туда перевезено. Вещи принадлежали бывшему профессору Казанского университета Василию Марковичу Флоринскому, умершему в 1899 году. Теперь известно, что, работая в Томском университете, Флоринский увлекся коллекционированием китайского фарфора, главным образом ваз и статуэток. Они украшали его квартиру. Приобретал он их через томских купцов, торговавших с Китаем, или у самих китайцев, приезжавших торговать в Россию. Есть в собрании Флоринского и русские изделия, например, маленькие чайные чашки с блюдцами из тончайшего прозрачного фарфора производства завода братьев Корниловых в Санкт-Петербурге.
В 1950-е-1980-е годы коллекция фарфора выросла почти в два раза. Часть вещей была куплена в магазинах Казани - это различные сувениры к юбилейным датам и торжественным событиям, в комиссионных магазинах -редкие находки: такие, например, как чайная чашка в форме самовара с блюдцем производства фабрики И.Е. Кузнецова начала XX века, или тарелка 1924 года с росписью Е. Говоровой. При покупке фарфора случались и курьезы. Чашка с блюдцем фабрики Попова середины XIX века была приобретена буквально случайно - женщина из Саранска в коммерческих целях привезла в Казань несколько предметов из фарфора и предложила музею уникальное изделие фабрики Гарднера за «бешеные» деньги, которых у музея не оказалось. Тогда она снисходительно сказала: «Возьмите хотя бы вот эту чашку, она в дороге разбилась». Чашечка в виде раковины с таким же блюдечком - чудо! И, к счастью, разбилась без утрат! Фарфор фабрики Попова - теперь большая редкость, и музей купил эту вешь. Ее и еще около трехсот изделий можно было увидеть на юбилейной выставке «Волшебный мир фарфора», посвященной 100-летию музея.
Похвалинская Людмила Евгеньевна - зав. сектором вещевых источников отдела фондов ГОМ РТ, заслуженный работник Татарстана.