О, Казань, ты грусть и бодрость! Светозарная Казань!
Здесь деянья дедов наших, здесь священные места,
Здесь счастливца ожидают милой гурии уста.
Г.Тукай.

ВолжскаяБулгария
Истоки самобытной художественной культуры татарского народа, постепенно обретающей черты яркого национального своеобразия, восходят к древнему искусству Волжской Булгарии, жители которой, тюркоязычные племена, перекочевавшие в VII веке в Среднее Поволжье из Приазовья и смешавшиеся с местными тюрскими и угро-финскими племенами, были предками казанских татар. Оформившаяся как раннефеодальное мусульманское государство на рубеже IX-X веков, Волжская Булгария достигла своего экономического и культурного расцвета в XI-XII веках. В булгарских городах работали зодчие и строители, художники и ремесленники, в совершенстве владевшие гончарным, литейным, камнерезным и другими видами ремесла и искусства, писатели и ученые. На основе арабской каллиграфии была развита письменность. Экономическое и культурное развитие Волжской Булгарии было нарушено нашествием монголов, обрушивших на этом цветущий край яростную жестокость военных походов Батыя в 1236-1240 годах и надолго установивших тяжелое иго. С распадом Золотой Орды к концу XIV века бывшая Булгария обособляется от Нижнего Поволжья и с XV века выступает как самостоятельное феодальное государство - Казанское ханство.

Ханская Усыпальница, или восточный Мавзолей.
Когда-то это было одно из основных зданий величественного
архитектурного ансамбля Болгара Великого. 
Черная палата,
булгарская постройка четырнадцатого века. По некоторым научным предположениям
это было здание общественного или образовательного назначения. 
Руины Болгара Великого,
некогда богатого и процветающего торгового города на Волге. На фотографии видны постройки четырнадцатого века - шестнадцатиметровый Малый минарет. и, вдали, Ханская Усыпальница. 
Фрагменты полихромных изразцов - облицовочных 

плит Ханской усыпальницы города Булгара, XIV в. () 

Государственный музей РТ.

Древнебулгарское зеркало с изображением четырех птиц. 

XII в. () 

Государственный музей РТ.

Подвесной замок с орнаментально-каллиграфическим узором. 1146-1147 (). 

Мастер из города Биляр Абу-Бекр, сын Ахмеда.

Ханская усыпальница - один из трех известных мавзолеев города Болгара золотоордынского периода. Археологические исследования 1914-1957 годов дали материал, свидетельствующий, что внутренние стены Ханской усыпальницы были облицованы разноцветными рельефными и плоскими изразцами с подглазурной росписью. В красочной гамме преобладали синий с бирюзовым оттенком, голубой, зеленые цвета, реже встечались серый, палевый. Мотивы росписей - растительный орнамент, порою почти реалистические изображения цветов(образец вверху справа), порою - сильно стилизованные, даже приближенные к геометрической орнаментальной системе.

Образец художественной работы древнебулгарских мастеров-литейщиков, работавших в городах Биляр и Болгар. Одна сторона изделия, служившая зеркалом, тщательно полировалась, покрывалась амальгаммой. Оборотная сторона украшалась рельефами, сюжеты которых в домонгольский период были нередко связаны с зооморфными и мифологическими мотивами. Существует предположение, что изображение четырех птиц(журавлей?) на данном зеркале восходит к мифу, записанному Ибн-Фадланом в Волжской Булгарии в Х веке, о спасении народа от врагов, испуганных криком журавлей.

Подобные замки вешались на сундуках, ларцах. Текст надписи, нанесенной на поверхность изделия каллиграфической арабской вязью, гласит: "Работа Абу-Бекра, сына Ахмеда. Вечная слава, и мирный успех, и счастье всеобъемлющее, и благосостояние(да будет) владетелю(сего замка). В летосчисление 541 года". Перевод надписи опубликован в трудах по истории Волжской Булгарии.